НЛП в действии или НЛП — стоит ли изучать?
Признаюсь, перед тем, как начать изучение НЛП, меня мучили сомнения… Все-таки управлять другими людьми (а именно такое представление об НЛП у меня сложилось на тот момент) не очень хорошо. Но, с другой стороны, и любопытство не отпускало… Так я и мучилась в сомненьях, пока не поняла, что НЛП – это всего лишь инструмент, и только от того, в чьих руках этот инструмент окажется, зависят последствия его применения. Кстати говоря, многие примеры НЛП сводятся к обыкновенной вежливости, а разве это плохо – вести себя вежливо, чтобы расположить к себе людей? Конечно, далеко не все приемы НЛП так безобидны, но, повторюсь, все зависит от человека, который использует эти приемы.
В любом случае, если вам самим не хочется стать жертвой манипулятора, владеющего техниками НЛП, тогда вам тем более следует познакомиться с азами этой теории.
Для начала предлагаю познакомиться с примерами речевых стратегий НЛП.
В словах, которые используют люди, заключается их представление о мире, о других и о себе. Эти слова несут в себе огромную информацию, и использовать ее можно очень эффективно. Когда вы начинаете использовать ключевые слова, речевые стратегии и метафоры других людей, вы присоединяетесь к их внутреннему миру и становитесь для них своим.
Скрытые команды или Вы могли бы выслушать меня внимательно?
Эта речевая стратегия НЛП очень распространена в повседневной жизни – она является основой вежливой просьбы при обращении к другому человеку. Вместо того, чтобы дать другому приказ «Подай мне соль!» , вы спрашиваете человека, способен ли он выполнить этот приказ: «Вы могли бы подать мне соль?»
Модель этой речевой формулы проста: «Вы могли бы сделать это?» Также можно использовать эту модель с отрицательной частицей «не» — это практически не повлияет на эффективность: «Вы не могли бы сделать это?»
Как вариант можно использовать вопрос «Могу ли я попросить вас сделать это?»
Примеры использования этого варианта:
«Могу я попросить вас подержать эту сумку?»
«Могу я попросить вас открыть окно?»
Обычно в результате использования этой речевой стратегии вы получаете исполнение вашей просьбы (команды), хотя изредка вы можете получить ответ «Не мог бы!» или «Можете попросить».
Слова -ловушки
Другой вариант использования оборотов:
«Знаете ли вы, что…?»
«Понимаете ли вы, что…?»
«Осознаете ли вы, что…?»
«Помните ли вы, что…?»
Например:
«Осознаете ли вы, что чувствуете себя все лучше и лучше?»
Эти вопросы, на первый взгляд, выглядят типичными закрытыми вопросами, поскольку на них легко можно ответить «да» или «нет». Однако, слова «знаете», «понимаете», «осознаете» и т.п. обладают очень интересным эффектом. В результате на вопросы с подобными словами вы как правило получаете действие собеседника или более развернутый ответ.
В чем здесь фокус? Слова типа «знаете», «понимаете», «осознаете» являются ловушками для сознания и переключают внимание человека на внутренний поиск ощущений и мыслей, связанных с этими словами. Т.е. человек фокусирует свое внимание на этих словах, а другие слова уходят в подсознание и воспринимаются без критики. Поскольку эти слова характеризуют отражение восприятия во внутреннем мире человека, ответ, как правило, дает именно содержание этой внутренней картины мира.
Так, на вопрос «Вы знаете, что идет в кинотеатрах?» собеседник перечислит все фильмы, которые сейчас идут в кинотеатрах (если, конечно, он об этом знает). На вопрос «Вы замечаете, как улучшается ваше настроение после занятий йогой?» оппонент, скорее всего, ответит «замечаю» или «не замечаю». Но факт того, что настроение его улучшается, автоматически уйдет в подсознание.
Еще пример использования слов-ловушек:
«Вы обратили внимание, что Иван Иванович сегодня не в духе?»
И не важно, что вы не обратили на это внимание. Главное, что вы уже поверили в эту информацию.
«Вы замечаете, что выполняете это задание все лучше и лучше?»
Это скрытый комплимент собеседнику. Вне зависимости от его ответа, вы уже проинформировали его о том, что он развивается и растет, а заметил он это или нет – не так важно.
«Осознаете ли вы, что стали более уверенным?»
Вопрос предполагает, что вы уже стали более уверенным, просто можете не осознавать этого. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного факт вашей уверенности становится истиной.
Данные приемы очень широко используются в рекламе. Ну вот, например:
«Знаете ли вы, что только у нас, купив одну пару обуви, вы получаете скидку 30% на вторую пару?»
Вы уже осознаете силу этих слов-ловушек?
По материалам из аудиокниги Натальи Ром «Скрытое управление человеком. НЛП в действии»
No responses yet